ВЕРА У СВ. ТЕРЕЗЫ АВИЛЬСКОЙ

Хочу дать несколько импульсов для нашего личного размышления в год веры, о св. Терезе Авильской. В этом размышлении не будет систематического учения о данной теме, но лишь несколько элементов, характерных для неё, которые и нам могут что-то сказать.

У Терезы никогда не появляется вопрос о содержании веры, то есть у неё не встречаем борьбу с какими-то сомнениями. Веру она приняла ещё в детсве от благочестивых родителей, и жила в христианском обществе. Содержание веры для неё лично не представляло проблемы. Но её вопрос был: как жить в согласии с верой? Что Господь от меня хочет? Кажется, что её веру можно  назвать послушанием веры. Посмотрим на несколько моментов из её жизни, где это проявляется.

Терезе с детства были известны рассказы о славных мученниках, котороые положили свою жизнь за Христа, пострадав от Мауров, с которыми Испания долгое время воевала. Всем было известно – они попали на небо, и Бог увенчал их вечной, непреходящей, славой. Тереза, думая об этом, и сама захотела стать мученницей, поскорее попасть на небо, пострадать за Христа от руки безбожников. Поэтому она уговорила своего брата отправиться в Маурскую страну, чтобы стать мученниками. Дети отправились из дома, конечно не зная, куда им идти, но их быстро нашли и вернули домой. Когда им не удалось стать мученниками, Тереза с братом играли в отшельников.

Второй момент, в котором Тереза поступила из чистой веры – это её выбор призвания. Она осознала, что со своим характером, который любит развлечения, и любит быть в центре внимания, она может пойти плохим путём и потерять свою душу. Поэтому ей казалось, что она может спасти душу лишь в монастыре. И хотя ей самой этого не хотелось, она пошла в кармельский монастырь, и там действительно старалась проводить жизнь в молитве и добродетели.

Перепрыгиваем длинный период борьбы с собой, чтобы полностью отдаться Господу. Потом у неё начались многие видения и мистичесике проявления. Господь ей показывал Своё присутствие в Причастии, небо, ад, умерших…, и её жизнь – это живое свидетельство содержания нашей веры. Господь ей многое показал, и ей становится более ясно то, во что верует. Она часто говорит в восторге: теперь я понимаю вот это и это (например, что в небе есть большая разница в степени славы, которые души получают, и я пережила бы все горе этого мира, чтобы обрести большую степень славы в небе, чтобы быть ближе ко Господу, чтобы Его больше познать и любить). Её видения –  созерцание истин веры. Но во всем этом она совсем не полагалась на себя и на чудесние явления, а руководствовалась послушанием Церкви. О каждом своем видении, о том, что Господь ей повелел, она говорила своему исповеднику, и поступала так, как он ей повелел. Послушание исповедникам для неё главное в жизни. Так Иисус вел её верно в Церкви и через её представителей, и она сама говорила, что это есть верный путь, и что на этом пути дьявол не может обольстить душу.  Она слушалась даже тогда, когда ей исповедник  повелел не обращать внимания на видения, или делать по-другому, чем ей это Господь в видении сказал. Но когда Иисус захотел, например, основание нового монастыря, Он Сам дал понять ответственным, что это надо делать, и они Терезе это разрешили. Господь дал таинство исповеди, он дал священников заботиться о Своём народе, Он дал Церкви хранить и передавать Своё учение, и Тереза в это верила.

У Терезы не было богословского образования, и она сознавала, что не знает хорошо учение Церкви, но прилагала много усилия, чтобы узнать. Она читала католическую духовную литературу, и много раз спрашивала её у священников, чтобы просветиться.

XVI век – это время появления протестантизма. Тереза сильно страдала из-за того, что протестанты отбрасывают многие истины веры. Это был один из поводов реформы Кармельского ордена, чтобы усердно молиться и жертвовать за священников, которые должны проповедовать и защищать веру. Своих сестёр она наставляла в таком духе, в вере, что стоит всю свою жизнь посвятить молитве, и этим помогать Церкви, миру и всем людям.

Из этого можно еще раз повторить, что вера в жизни св. Терезы Авильской имеет определённые черты:

  • Она размышляет и созерцает истины веры.
  • Она старается жить в согласии с верой – особенно всеми силами стремится к вечной жизни.
  • Практически живёт верою, что выражается в принятии таинств, в послушании Церкви и своим исповедникам.
  • Всю свою жизнь и жизнь своих сестёр посвящает молитве, веруя, что таким образом она испросит благодати для священников, для спасения душ, для сохранения веры среди людей в трудные времена.

Хотя святая Тереза Авильская жила в других обстоятельствах, с неё можно во многом брать пример.  Мы сами также не знаем все из учения Католической Церкви, и во многих ситуациях не знаем, как правильно поступить. Тогда можем читать католичексую литературу и спросить у священника.

С другой сороны, случается, что даже когда знаем учение Церкви и Божьи заповеди, наверно не всегда выполняем. Например, мы  знаем, что должны каждое воскресение быть на святой мессе. Также знаем, что, если опаздываем на воскресную мессу, и придём после евангелия, не можем идти на Причастие – но как мы к этому относимся?

Влияет ли вера на нашу жизнь и поведение? Например, когда в обществе разговор ведётся о нерождённой жизни, сумею ли говорить и советовать другим так, как учит Церковь, или не хочу выделяться от общего мнения?

Вопросы для личного размышления:

  1. Как вера влияет на мою жизнь? Стараюсь ли я делать угодное Господу? Стремлюсь ли я действительно попасть на небо, или живу так, как будто вечности не существует?
  2. Размышляю ли я о содержании веры? Читаю ли Библию?  Что нового я узнал, или во что я углубился за последний месяц? Как я веду себя в сомнениях, и когда мне что-то неясно:  ищу ли разъяснения в Церкви, или руководствуюсь тем, что думает большинство людей? Спрашиваю ли совета у священника и слушаюсь ли его?
  3. Какие дела я совершаю из веры (религиозная практика: принятие таинств исповеди и причастия, молитва…; ежедневная жизнь)?