Почему я люблю святую Терезу?

Святую Терезу Авильскую нелегко понять. Не только потому, что она жила в 16 веке, а мы современные люди. Её и тогда не понимали, с тех пор, когда она действительно решила отдать Господу ВСЮ свою жизнь.

С начала она была девушкой, подобной остальным, из состоятельной семьи,  выделялась весёлым характером, талантливостью, ловкостью, общительностью… Она всегда находилась в центре веселой компании друзей, так, что она побоялась: она может пойти неправильным путём и потерять свою душу. Поэтому она, вопреки воле отца, буквально убежала в монастырь.

Терезу не удовлетворило читать молитвы только устами, и она прилагала много усилий, чтобы её молитва было истинным общением с  Господом. Но мир, из которого она убежала, словно прилип к ней. Родственники, друзья и знакомые часто приходили в монастырь навестить её. Она старалась разговаривать с ними о Боге, о прочитанном в хороших книгах, чтобы их души получали пользу от этих разговоров.  Но постепенно она привыкала к длинным часам развлечения и болтания, и  привязалась к некоторым людям, а её душа становилась всё более пустой. В молитве и в уединении она чувствовала, что это не угодно Богу, и годами боролась с собою. В молитве ей мешало то,  что она видела множество своих слабостей и недостатков, так, что ей уже было стыдно приходить к Господу. С другой стороны она ясно осознавала, что нельзя запускать молитву, и приобрести ложный мир – это был бы путь в пропасть. И что тогда? Она и дальше молилась, читала духовные книги, старалась следовать их советам, и просила у Господа сил делать угодное Ему. Она стала также часто исповедоваться и причащаться, и именно наставление хороших исповедников ей во многом помогло.

Господь её предназначил для великих дел, чтобы дать ей особые благодати, но перед этим, она должна была почувствовать свою человеческую слабость и немощь, почувствовать что святости не достичь своей собственной силой. Её душа – как она сама говорила – была похожа на сад, полный сорняков и мусора, который Господь очистил, но она должна была с помощью молитвы «поливать» хорошие растения, чтобы они в ней преуспевали, и вырывать плохие, которые всё время хотели прорастать.  Цель этого дела была, чтобы хозяин этого сада – Бог, смог приходя в этот сад радоваться. Когда она трудилась «доставать воду» и взращивать в себе добродетели, Сам Бог ей помог своей благодатью, «живой водой», так что, с временем, в ней укрепились хорошие растения -добродетели, и стали цвести, приносить плод, и радовать Господа. Когда Он видел, как Тереза трудится в молитве и старается не грешить, он дал ей особые, мистические благодати. С этого момента она сильно изменилась, и её дружба с Богом стала крепче и исключительной. Господь ей дал понять:  Он настолько велик, что Его стоит искать и узнавать всю жизнь, а это возрастание в дружбе с Ним бесконечно, как и Он бесконечный.

У Терезы были многие видения, высшие формы молитвенного состояния, она слышала Божий голос, но чем больше благодати давал ей Бог, тем более она становилась смиренной. Она знала, что это не из-за её заслуг, а из-за Божьего милосердия. Поэтому на её иконе стоит надпись: «Милосердие Господа буду воспевать всегда».

Тереза всегда оставалась истинным человеком, естественной женщиной, жизнерадостной и скромной. Ей пришлось многое выстрадать, выполняя миссию, доверенной ей Богом —  реформацию кармелитского ордена. Но даже о своих страданиях она говорит с юмором, в её словах чувствуется теплота любви к Господу, ради Которого она все делает и думает не о себе, но как угодить Ему.

По повелению исповедников она написала книги «Моя жизнь», « Путь к совершенству», «Замок души» и «Основания». В них сплетены примеры из её жизни, её разговоры с Богом, а также наставления читателям, желающим возрастать в молитвенной жизни и дружбе с Богом.

Тереза Авильская является учителем Церкви, именно по молитве. Вся её жизнь – это свидетельство, что Бог есть, что стоит Его познавать и любить, даже если Его искать всю жизнь. Перед трудностями в молитве нельзя сдаваться, а надо Богу верно служить, как в духовных утешениях, так и в чувстве богооставленности и «духовной пустыни».  Он силён в один момент вознаградить все труды ради Него даже на этом свете, а тем более на небе.

Из её жизни и трудов мы больше узнаём Бога, Его благость, милосердие, великолепие и превосходство. Она нас приглашает размышлять над жизнью Иисуса Христа, с Ним общаться, Ему подражать, возрастать в дружбе с Ним.  Кто с любовью будет стараться находиться в Его присутствии и совершать угодное Ему, Иисус станет нераздельным другом, будет ему помогать, утешать, … и разве мало приобрести такого Друга, Который никогда нас не покинет?!

С. Мирьям